Биография

     Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, великий исторический деятель, неповторимый мастер слова, философ-гумманист, композитор, основоположник и первый классик казахской литературы. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим.
    Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало «осмотрительный, осторожный, миленький». С тех пор и окружающие стали так же обращаться к мальчику, а настоящим именем, по сути, его никто не называл.  Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Большой знаток народной словесной сокровищницы, она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем.
    В отрочестве Абай стремился освоить высокие образцы ораторского искусства, обычаи и правила, по которым жил народ, примеры честного судейства сложных и спорных вопросов между людьми и племенами. Во все времена искусство слова, ораторские качества очень высоко ценились среди кочевников. Можно предположить, что Абай скорее получил знание об истории Степи через народную мудрость, чем через систематическое образование в медресе (медресе – религиозное учебное заведение). Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы    в Семипалатинске   и   одновременно   посещал   русскую   школу.  На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил басни И. А. Крылова, стихи М. Ю. Лермонтова, «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, стихи Гете и  айрона. Народные сказатели, ораторы, поэты, мастера устного рассказа дали огромную духовную основу творчеству Абая. Он понял, что многие познания и мудрость жизни кроются в народных дастанах, сказаниях о батырах. С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи.
    В родном доме Абая всегда с радушием встречали талантливых и мудрых людей. Частным гостем был знаменитый поэт Дулат.
     Абай высоко ценил свою дружбу со ссыльным Михаэлисом, который служил в администрации Семипалатинской области, впоследствии стал редактором газеты «Семипалатинские областные ведомости».  Другим человеком, с которым Абай дружил и проводил много времени, был Н. Долгополов. За революционные взгляды его преследовали, не давали закончить  медицинский факультет Харьковского университета. Семья Долгополовых находилась в теплых, дружеских отношениях с семьей Кунанбаевых.
    В 1880 годах Абай общается со многими представителями интеллигенции Семипалатинска, со ссыльными товарищами. Благодаря им Абай знакомится с произведениями таких русских классиков, как Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Белинский, Добролюбов, Писарев. Особенно полюбил творчество Пушкина и Лермонтова. В это время Абай переводил роман в стихах «Евгений Онегин» Пушкина, сам сочиняет музыку к «Письму Татьяны». И эта песня быстро распространяется по степи. Он талантливо переводит стихи М.Ю.Лермонтова «Дума», «Кинжал», «Молитва» и другие.         
    Первые свои стихи Абай опубликовал от имени своего близкого друга Кокбая Жанатайулы. В 1886 году аул Абая располагался на берегу реки Баканас. Переезд на джайляу (летнее пастбище) после долгих суровых дней зимы, человеческая любовь к земле-матери, зеленая трава и людская радость глубоко тронули сердце Абая. И он создает один из своих шедевров «Лето – солнечная пора». Это произведение было напечатано в 1889 году в 12 номере газеты «Дала уалаяты». Впервые в жизни Абай остался доволен своим творением. Он выплатил Кокбаю откупную и вернул своим стихам собственное имя. После этого Абай по – новому осознаёт силу и мощь поэзии и полностью посвятит свою жизнь искусству слова.
    Поэмам о любви и дастанам Абай придает новую форму. Поэмы «Масгут», «Рассказ Азима» - притягательные и интересные истории написаны в духе восточных легенд с элементами волшебства. А сюжет поэмы Абая «Ескендир» (Александр Македонский) встречается и в творениях Фирдоуси, Низами, Навои.  Но у каждого из этих четырех великих поэтов своя интерпретация этой личности.     
     Аул Абая, сама его личность были в свое время одним из своеобразных центров казахской культуры, средоточием талантов. Поэт собирал вокруг себя одаренную молодежь, пропагандировал среди неё образование, культуру и искусство, вводил её в большой мир поэзии. Это начинание Абая с энтузиазмом поддерживали его дети, родственники, близкие. Они часто собирались послушать Мухамеджана, Альмагамбета, скрипача Мука и других талантливых людей. Многие вечера в ауле Абая становились праздниками поэзии и искусства. 
   Абай узнал и полюбил творение таких народных композиторов, как Биржан сал, Акан сери, Жаяу Мусса, Таттимбет. Он особо ценил исполнителей кюев, и их певческое искусство.
   Поэт, осознавая способность песни через мелодию передать красоту мира, не терпел бесталанных произведений.   Абай сочинил много песен. Большинство из них не были записаны и потерялись навсегда. Некоторые песни Абая в наши дни воспринимаются как народные творения. Дети Абая также любили песни и стремились учиться игре на музыкальных инструментах.
   Представителями поэтической школы, сложившейся при Абае, были его сыновья Акылбай, Абиш, Магаш, сын старшего брата Кудайберды - Шакарим, друзья и ученики Кокбай Жанатайулы, Арип Танирбергенов,  Асет Наймамбетов и другие.
   Смерть
любимого сына Абиша стала невосполнимой утратой для поэта. Он возлагал на него большие надежды. Переживая тяжелое горе, поэт посвятил девять своих стихов памяти умершего сына.

   Другим сыном, оправдавшим большие ожидания своего отца, был Магауия Кунанбайулы (1870-1904) – младший сын Абая. Он был восприимчивым юношей, с блистательным умом и обладавшим даром слова. Абай учил его в ауле в мусульманской школе, а затем в городском училище Семипалатинска. Но после трех лет учебы Магауия тоже заболел.
    Магауия в последние годы своей жизни стал известным человеком среди народа благодаря справедливым судейским решениям. Он умер рано, в 1904 году в возрасте тридцати четырех лет, когда его имя и дела только начинали завоевывать сердца людей.. От этих двух сыновей он ожидал много славных дел и пророчил им блестящее будущее. Поэтому их потеря стала для Абая поистине катастрофой. После смерти Магаша для Абая « мир как будто рухнул, разбился». Он так и не смог оправится от такого удара судьбы. Последние удары судьбы связаны со смертью его сыновей. Подавленный Абай отверг лечение недуга и добровольно обрёк себя на смерть. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60-м году жизни в 1904 году, великий поэт не дожил до шестидесятилетнего возраста.
     Имя гениального сына степи, великого поэта казахского народа, мыслителя, ученого, композитора Абая в наше время известно всему миру. Стихи и песни, философские воззрения, слова и мысли его находят отклик в сердцах людей своею человечностью, любовью, глубиной.
    Абай, утверждая, что «поэзия – властитель языка…», сам был повелителем поэзии, «сыном не только отца, своего народа, но и всего человечества».

   Для наших пользователей, чьи знания о гениальной личности – Абае Кунанбаеве ограничены, мы предлагаем ознакомиться с краткой биографией. Наш источник: Майтанов Б. Абай: История, личность, время. – Алматы: Аруна, 2004. – 92 с.: ил. – (Знаменитые люди Востока).









1 комментарий:

  1. Человечище!!! Отличный пример для подражания. Пример того, как жить несмотря на невзгоды и утраты. И при этом еще и уметь творить так, чтобы о тебе помнили и говорили поколения. Спасибо библиотеке за такой замечательный проект, который станет одинаково полезен и тем, кто изучает Слово Абая и просто ценителям настоящей, классической литературы. Я, к примеру, никогда не знал, что настоящее его имя Ибрагим, что так трагична была его судьба... Считаю, что в патриотическом воспитании молодежи этот проект займет достойное место.

    ОтветитьУдалить